Новости

06.06.2023г Способы оплаты коммунальных услуг без банковской комиссии
Уважаемые потребители!
ГОУП "Мурманскводоканал" информирует, что оплатить коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению без взимания банковской комиссии вы можете следующими способами:
- через систему ГИС ЖКХ (кошелёк "Виртуальный мир")
- в отделениях и приложениях следующих банков: Банк ВТБ, Банк Тинькофф, Почта Банк, Промсвязьбанк, Банк Открытие, Банк Уралсиб (необходимо иметь карту или счёт в данных банках)
09.08.2021г Прием заявок в Агенство стратегических инициатив
             АНО "Агенство стратегических инициатив" запускает акселераторы для ускоренного развития проектов, ориентированных на социально-экономические преобразования в регионах.
Результатом реализации проектов должно стать устойчивое развитие субъектов Российской Федерации, а также удовлетворение потребностей людей, получение новых возможностей, доступность, удобство и скорость их предоставления.
Прием заявок осуществляется на официальном сайте АСИ.

11.05.2021г Внимание! Организациям!
В связи с техническими работами сегодня, 11.05.2021 не работает электронная почта организации.
Просим срочную информацию высылать по факсу 47-28-98

Контакты

Акты ввода ИПУ и документы о поверке направлять на адрес: inspector@mvk051.ru

Адрес: Россия, 183038, г. Мурманск, ул. Дзержинского, д. 9
Телефон: факс (8152) 47-28-98; вопросы по счётчикам 47-78-89; автоинформатор 56-78-15; заявки на ввод счётчиков 47-79-37
(8152) 47-40-05 (диспетчерская)
Часы работы:
пн—пт8:00—12:00
13:00—17:00
(Расписание работы организации)
 
пн—пт8:00—16:00(Расписание работы организации)
 
вт, чт13:30—15:30(Расписание работы организации)
 
пн—чт13:00—16:00(Расписание работы организации)
 
пн—пт8:00—16:00(Расписание работы организации)

Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива

Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива

Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда для оказания помощи трудовым коллективам, их представительным органам и администрации предприятий, учреждений и организаций (в дальнейшем - предприятие), в организации общественного контроля за охраной труда со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (в дальнейшем -уполномоченные). Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области. На основе настоящих Рекомендаций предприятия могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.

1. Общие положения

1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятиях в целом.

1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представителей органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Трудовом Кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

2. Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

3. Функции уполномоченных

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

3.1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанию их в чистоте и порядке).

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива - участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

3.7. Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

4. Права уполномоченных

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1. Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления (рекомендуемая форма представления в Приложении № 26 настоящего издания) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5. Гарантии прав деятельности уполномоченных

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

5.2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения в Приложении № 27 настоящего издания).

5.4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня. устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Приложение 26

Утвержденное постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ уполномоченного (доверенного) лица по охране труда

                (число, месяц, год)                                                            № (per. ном.)

Кому_________________________________________________________________________

(должность, Ф. И. О.)

_____________________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

В соответствии с_______________________________________________________________

                                                                         (наименование законодательных и иных

_____________________________________________________________________________

                                                нормативных правовых актов по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения требований_____________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

№ п/п

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уполномоченный (доверенное) лицо

по охране труда________________________________________________________________

                                                                                 (дата, подпись) (И.,О., Фамилия)

Представление получил ________________________________________________________

                                                                                         (дата, подпись)

Приложение 27

ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ (утвержденная постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30)

лицевая сторона

УДОСТОВЕРЕНИЕ уполномоченного (доверенного) лица по охране труда

                                                                                                 внутренняя сторона, левая часть

_____________________________________________________________________________

                                            (наименование предприятия, учреждения, организации)

_____________________________________________________________________________

                                                                       (фамилия, имя, отчество)

является уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда______________________

                                                                                                                                                  (наименование

_____________________________________________________________________________

    должности и подпись руководителя предприятия или общественного органа, выдавшего удостоверение)

                                                                    20______года

Фото                                                                                      внутренняя сторона, правая часть

______________

  (личная подпись)

Печать                                                   Действителен до:_______________20____года

Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние охраны труда в__________

_____________________________________________________________________________

                                                           (наименование подразделения)

и выдавать их руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований нормативных актов по охране труда

Примечания: 1. Рекомендуемый размер удостоверения в сложенном виде 90´65 мм. 2. Размер фотокарточки 3´4 см с уголком для печати.

11. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ (КОМИССИЙ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА, СОЗДАВАЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ С ЧИСЛЕННОСТЬЮ РАБОТНИКОВ БОЛЕЕ 10 ЧЕЛОВЕК

Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1994 г. № 64

Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях* с численностью работников более 10 человек**, разработаны в соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Настоящие Рекомендации предусматривают основные задачи, функции и права совместного комитета (комиссии) по охране труда*** на предприятии.

*В дальнейшем – предприятия.

**В дальнейшем – Рекомендации.

***В дальнейшем – комитет.

На основании настоящих Рекомендаций предприятия могут разрабатывать свои Положения о комитете, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

1. Общие положения

1.1. Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии.

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.

Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

1.2. Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

1.3. Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Представители работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в комитете отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В случае признания их деятельности неудовлетворительной собрание вправе отозвать их из состава комитета и выдвинуть в его состав новых представителей.

1.4. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

1.5. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

1.6. В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами, службой охраны труда предприятия и специалистами, привлекаемыми на договорной основе (с учетом специфики и отраслевых особенностей производства, конкретных интересов трудового коллектива). Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируется коллективным договором или другим совместным решением работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

1.7. Для выполнения возложенных задач членам комитета рекомендуется получить соответствующую подготовку в области охраны груда по специальной программе на курсах за счет средств работодателя.

1.8. Комитет в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде и охране труда, коллективным договором (соглашением по охране труда), нормативными документами предприятия.

2. Задачи комитета

На комитет могут возлагаться следующие основные задачи:

2.1. Разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2.2. Рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда.

2.3. Анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда.

2.4. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

3. Функции комитета

Для выполнения поставленных задач рекомендуется возложить на комитет следующие функции:

3.1. Рассмотрение предложений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, а также отдельных работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии и выработка рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

3.2. Рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений.

3.3. Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда на предприятии.

3.4. Анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.

3.5. Участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда предприятия.

3.6. Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ.

3.7. Изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания.

3.8. Оказание содействия работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда.

3.9. Участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.

4. Права комитета

Для осуществления возложенных функций комитету могут быть предоставлены следующие права:

4.1. Получать от работодателя и службы охраны труда предприятия информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов.

4.2. Заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на охрану труда.

4.3. Участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета.

4.4. Вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда.

4.5. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.6. Вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

12. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда.

На основе настоящих Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность (далее - организации), разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику их организационно-правовых форм.

12.1. Общие положения

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

Служба охраны труда организации (далее - Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране груда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при её наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

12.2. Основные задачи службы охраны труда

Основными задачами Службы являются:

Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

Информирование и консультирование работников организации, в том числе её руководителя, по вопросам охраны труда.

Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

12.3. Функции службы охраны труда

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию закопченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части соблюдения требований охраны труда.

Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, на основании действующего законодательства, работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73: участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками.

Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе её руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

Организация совещаний по охране труда.

Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.

Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

Осуществление контроля за:

- соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

- соблюдением Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73;

- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда:

- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

- эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем:

- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда:

- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

- правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

12.4. Права работников службы охраны труда

Работники Службы имеют право:

В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

Предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма - приложение к методическому пособию) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

Привлекать по согласованию руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

12.5. Организация работы службы охраны труда

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

12.6. Формирование службы охраны труда

Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшие профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

12.7. Контроль и ответственность

Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при её наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

13. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

13.1 Правила оказания доврачебной помощи при поражении электрическим током

При поражении электротоком могут быть судорожные сокращения мышц, серьезные повреждения центральной нервной системы, ожоги, обугливание, нарушения кровообращения и прекращение дыхания. Жизнь человека, пораженного током, полностью зависит оттого, насколько грамотно окружающие окажут ему первую помощь.

Сначала необходимо освободить его от действия электротока. Если это возможно - отключить его. Если невозможно, то освободить человека любым безопасным способом, обезопасив при этом себя от поражения. Обязательно защитить руки сухими тряпками, резиновыми диэлектрическими перчатками, отбросить провода сухой палкой, перерубить по отдельности провода, изолировать инструменты.

После освобождения пострадавшего от действия тока приступать к оказанию первой помощи. Пострадавшего положить спиной на пол, землю или любую твердую поверхность, расстегнуть ворот, освободить стесняющую одежду. Убедившись, что он не дышит, запрокинуть его голову назад и сделать 3 вдоха в дыхательные пути методом "изо рта в нос" или "изо рта в рот". Если у пострадавшего не прощупывается пульс в сонных артериях, немедленно приступить к закрытому массажу сердца, надавливая обеими ладонями на нижнюю часть грудины один раз в секунду. Искусственное дыхание и массаж надо чередовать: 2 вдувания в легкие, затем 15 толчков на грудь. Нужно следить, чтобы не запал язык.

К месту происшествия сразу же вызвать врача, сказав ему о роде травмы. При любой электротравме пострадавший должен лежать до прибытия врача.

Когда человек без сознания, но дышит, его следует уложить на спину, подстелить одеяло или одежду, расстегнуть ворот, ослабить одежду. Лицо опрыснуть холодной водой, растереть мокрым полотенцем щеки, виски, дать вдохнуть пары нашатырного спирта. Когда он придет в себя, напоить горячим чаем, кофе и тепло укрыв, отправить в больницу.

13.2. Первая помощь при обморожении

При обморожении рук, ног или лица следует немедленно растереть замерзшие части тела теплой суконкой, налить в таз воды комнатной температуры, а потом постепенно заменять воду комнатной температуры теплой водой доводя ее постепенно до 37 градусов по Цельсию.

После покраснения обмороженное место следует смазать жиром, завязать теплой повязкой и обратиться к врачу.

13.3. Оказание первой помощи при ожогах, переломах, ушибах

Ожоги бывают термические, химические и электрические. Ожоги бывают 4-х степеней: I - покраснение и отек кожи; II - водяные пузыри; III - омертвление поверхностных и глубоких слоев кожи; IV - обугливание кожи, поражение мышц и костей.

При химических ожогах (кислота или щелочи) немедленно пораженное место промывать большим количеством проточной холодной воды из крана, шланга или ведра в течение 16-20 минут. После промывания пораженное место обработать соответственно нейтрализующими растворами (раствор питьевой соды, борной кислоты, уксусной кислоты). При попадании кислоты или щелочи в пищевод дать пострадавшему молоко, растительное масло, растворенный крахмал, яичный белок. После этого пострадавшего отправить в медпункт.

При термических ожогах промывать пораженное место большим количеством проточной холодной воды из крана, шланга или ведра в течение 16-20 минут. После промывания наложить на пораженное место стерильную марлевую повязку. После этого пострадавшего отправить в медпункт.

При ушибах немедленно к месту ушиба нужно приложить "холод", а затем наложить тугую повязку. Не следует смазывать ушибленное место йодом, растирать и накладывать согревающий компресс.

Самым главным моментом в оказании первой помощи при переломах (открытых или закрытых) является иммобилизация (создание покоя) поврежденной конечности. Это значительно уменьшает боль и предотвращает дальнейшее смещение костных обломков.

Для иммобилизации используются готовые шины, а также палки, доски, линейки, куски фанеры и т.д.

При закрытом переломе не следует снимать с пострадавшего одежду - шину накладывать нужно поверх ее. К месту перелома необходимо прикладывать холод (лед, снег, холодную воду и т.д.).

При наложении шины необходимо обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов - одного выше, другого ниже места перелома. Центр шины должен находиться у места перелома. Фиксируют шину бинтом, косынкой, поясным ремнем и т.д.

При открытом переломе необходимо остановить кровотечение путем наложения жгута на стороне притока артериальной крови. Под жгут вложить записку с указанием времени наложения. Наложенный жгут держать более 1,5-2 часов не допускается. После остановки кровотечения накладывают шины.

13.4. Первая помощь при отравлении и угарах

Пострадавший испытывает головную боль, усиленное сердцебиение и слабость. Его необходимо удалить из помещения на свежий воздух и дать дышать кислородом. При судорожном дыхании вызвать врача и делать искусственное дыхание.

13.5. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке или в цехе

При возникновении несчастного случая на участке или в цехе необходимо немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить мастеру или руководителю работ, вызвать врача (телефон скорой помощи - 03) или доставить пострадавшего в лечебное учреждение. При этом сохранить без изменения место происшествия, если это не угрожает жизни пострадавшего или окружающих людей.

В случае возникновения пожара немедленно вызвать пожарную охрану (телефон - 01) и принять все меры к тушению пожара первичными средствами пожаротушения. Действовать по указанию руководителя спасательных работ. При его отсутствии - самостоятельно выполнять необходимые мероприятия по спасению людей, потом имущества, материалов, техники.

В зоне аварии не терять личного самообладания и не подвергать себя излишней опасности, особенно при разборке завалов. Немедленно сообщить о происшедшем руководству по телефону -____________